Впечатления адвоката С. Н. Орешкиной о прошедшей учебе в рамках проекта «Школа молодого адвоката»
Уважаемые коллеги!
Я, как «молодой» адвокат, хочу поделиться с вами своими впечатлениями о проведенной 24 сентября 2016 года учебе, которая впервые стартовала в Сахалинской адвокатской палате в рамках проекта «Школа молодого адвоката».
В данном проекте в качестве учеников приняли участие адвокаты, имеющие стаж работы менее 1 года. Лекторами выступили сами адвокаты Сахалинской адвокатской палаты, стаж профессиональной деятельности которых составил более 10 лет. Всё происходило в доброжелательной и непринужденной обстановке, в виде диалогов, поэтому учеба не воспринималась как нечто классическое и скучное, когда профессор что-то бубнит за кафедрой, а студенты за ним записывают (если успевают записывать). Чувствовалось, что «старшие» просто делились с нами, начинающими адвокатами, своими знаниями и профессиональными навыками.
Началом всех начал, конечно же, было освещение темы «Зарождение адвокатуры в древности», а также «Появление адвокатуры в России». Открыл учебный процесс и выступил лектором на эти темы президент САП, адвокат М. В. Белянин. Несмотря на то, что эти вопросы были далеко не новы для присутствующих, вспомнить «начало начал» было интересно и познавательно.
Во время учебы были затронуты вопросы об органах самоуправления адвокатуры, об адвокатских образованиях, об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи, о дисциплинарной ответственности адвокатов, об этике адвокатской деятельности.
Но наибольший интерес, на мой взгляд, вызвала тема Е. А. Ефимчука. Он на конкретном примере, который был в его практике, рассказал о том, как, порой, правоприменители (органы предварительного следствия) оказывают стороне защиты противодействие, по-своему трактуя закон. Тут же вспоминается крылатая фраза из известной комедии: «Законы святы, но исполнители — лихие супостаты». Но, несмотря на трудности, Е. А. Ефимчук на личном примере доказал, что надо бороться за права своего подзащитного до последнего, даже если твои шансы сведены к нулю. Знание закона, умение его применить и способность думать одновременно как адвокат, следователь, прокурор и судья, — залог успеха.
Затронули тему суда присяжных, и все единогласно пришли к мнению, что в этом вопросе мало быть хорошим юристом. Выступая в суде присяжных, адвокат должен обладать навыками психологии и активно это применять. Блестящим примером тут может служить дело «московского златоуста» Плевако Ф. Н. «20 минут». Выступая в суде, он умело, без применения знаний закона, смог обыграть ситуацию так, что за несколько минут убедил присяжных заседателей в том, что владелица торговой лавочки ни в чём не виновна.
Особенностью процессов с участием присяжных заседателей является то, что для них, как для простых обывателей, высшей ценностью является справедливость, которая, к сожалению, не всегда согласуется с законом. В этой связи задача адвоката как раз и заключается в том, чтобы грамотно и умело применяя нормы права, призвать присяжных заседателей к справедливости.
В продолжение темы о применении адвокатом психологических приёмов, осветили вопрос построения отношений адвоката с доверителем. С лекцией по этому вопросу выступил С. В. Чаленко. Он дал важные рекомендации, которые невозможно где-то вычитать, а можно лишь познать на личном опыте. Кроме этого, Сергей Вячеславович поделился опытом, как лучше составить соглашение с доверителем и какие моменты не упустить при этом. Молодые адвокаты с интересом слушали и записывали сказанное.
Особое внимание уделили наши лекторы-наставники профессиональной этике, профессиональному этикету адвоката и взаимоотношениям адвоката с составом суда. Изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях — составная часть этического воспитания. Умение себя вести в суде или со своим подзащитным (доверителем), — это еще не всё. Адвокат — профессия публичная, поэтому адвокат должен вести себя корректно и достойно всегда и везде, все 24 часа в сутки, будучи на работе, на отдыхе или дома. Как педагоги в школе учат детей поведению в самых различных условиях, так и молодых адвокатов наставляли опытные коллеги-адвокаты и, в частности, адвокат А. М. Чернышов. Именно эта тема досталась ему, как наставнику.
Весь день пролетел, как миг. Было очень познавательно, интересно и занимательно. Хотелось бы, чтобы такие лекции проводились чаще и с привлечением именно практикующих адвокатов различных отраслей права.
В качестве предложения к организаторам проекта хотелось бы внести предложения о включении в учебный процесс практических занятий и тренингов.
«Молодой» адвокат С. Н. Орешкина
Адвокатам
- Федеральный Закон об адвокатской деятельности
- Кодекс профессиональной этики адвоката
- Стандарт осущ. адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве
- Стандарт профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов
- Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов
- Стандарт оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи
- О подписке на «Адвокатскую газету»
- Реквизиты Сахалинской адвокатской палаты