11 декабря 2019

Важные предложения

Вице-президент ФПА РФ Генри Резник выступил на заседании СПЧ, проведенном Президентом РФ Владимиром Путиным.

10 декабря в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее — СПЧ), проходившее под председательством Президента РФ Владимира Путина. Член СПЧ, вице-президент ФПА РФ, первый вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы Генри Резник в своем выступлении поднял ряд актуальных вопросов, касающихся уголовного судопроизводства.

Заседание проходило в День прав человека, который отмечается по инициативе ООН. СПЧ впервые собрался в новом составе, включая недавно назначенного председателя Валерия Фадеева. Он выступил сразу после Президента России, обратившегося к участникам заседания с приветствием. Затем слово было предоставлено Генри Резнику.

Вице-президент ФПА РФ сформулировал три предложения. Первое касалось рассмотрения отдельных категорий уголовных дел судом с участием присяжных заседателей. Выступавший посетовал на то, что в российских судах «не действует полностью презумпция невиновности». Принцип презумпции невиновности подразумевает, что недоказанная виновность приравнивается к доказанной невиновности, напомнил Генри Резник. «В профессиональных судах у нас — это дурное наследование советского правосудия ‒ пониженный стандарт доказанности», — убежден он.

В качестве решения данной проблемы Генри Резник предложил восстанавливать подсудность суда присяжных, где процент оправдательных приговоров выше. Он призвал возвратить возможность рассмотрения судом с участием присяжных тех категорий дел, которые у него были изъяты, в первую очередь дел о половых и должностных преступлениях.

Вторым предложением вице-президента ФПА РФ стало введение института следственного судьи. Генри Резник напомнил, что это предложение уже вносилось в 2015 г. и Президент РФ поручал его проработать. По мнению Генри Резника, пришло время вновь вернуться к этому вопросу, поскольку долгое время существует ситуация, когда «одни и те же судьи, которые должны обеспечивать соблюдение прав человека в досудебной стадии, которые рассматривают дела, рассматривают ходатайства об избрании и продлении меры пресечения, об арестах, о прослушивании телефонных разговоров, о даче санкций на обыски, эти же судьи затем рассматривают дела по существу».

Разграничение полномочий между судьями, рассматривающими дело по существу, и следственными судьями сможет приостановить усиление обвинительного настроя, характерного для российских судов, убежден вице-президент ФПА РФ.

Третье предложение было направлено на устранение сложившегося неравноправия сторон уголовного процесса в вопросе привлечения специалистов и экспертов. Хотя в 2003 г. в законодательство введена норма о том, что заключение специалиста, которого привлекает сторона защиты, является доказательством, для суда больший доказательственный вес имеет экспертное заключение. В то же время сторона защиты практически бесправна в вопросе проведения экспертизы: ее может назначить только следователь или суд. И хотя защитник вправе представлять свои кандидатуры для проведения экспертиз, случаев, когда бы следователь привлекал в комиссию экспертов кандидатов, предложенных адвокатом, Генри Резник не припомнил.

Резюмируя сказанное, вице-президент ФПА РФ заявил о необходимости предоставления стороне защиты права проводить полноценную экспертизу.

Владимир Путин поблагодарил Генри Резника за развернутые и профессиональные предложения. Он признался, что в целом разделяет высказанную им позицию о необходимости возвращения суду присяжных полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по должностным преступлениям и преступлениям против половой неприкосновенности. Вместе с тем Президент РФ не смог согласиться с утверждением, что в российских судах отсутствует презумпция невиновности. Такое мнение Владимир Путин назвал крайней позицией.

Относительно введения института следственных судей Президент РФ заявил о необходимости изучения этого вопроса на экспертном уровне.

С пониманием Владимир Путин отнесся к предложению о предоставлении стороне защиты права привлекать выбранных ею экспертов. «Здесь не вижу ничего такого, что могло бы нести ущерб самому процессу. Наоборот, мне кажется, он был бы более основательным. Во всяком случае, нужно над этим подумать и проработать», — сказал глава государства.


Источник ФПА РФ

© 2025 Сахалинская адвокатская палата

Использование материалов страницы допускается только с согласия организации